Новогодние грабли

Как не опростоволоситься на корпоративе

4700 просмотров и нет комментариев

Генеральный директор одной крупной и успешной российской компании — кстати, экспат, недавно занявший свою должность, — так переживал насчет устройства новогоднего корпоратива, что во время праздника от напряжения «слетел с резьбы» и в состоянии нервного срыва в одиночку разгромил огромный ресторан в крупном провинциальном городе.

 

Новогодний корпоратив пугает работников-интровертов и радует любителей шумного веселья и дармовой выпивки, сводит с ума руководителей среднего и высшего звена компаний и служит источником невроза для назначенных руководством организаторов.

 

Неудачно устроенный праздник может выйти боком как его участникам, так и организаторам.

 

Эта статья о том, какие проблемы могут возникнуть во время и после корпоратива и как их избежать.

 

ГРАБЛИ ДЛЯ УСТРОИТЕЛЕЙ

 

Правильное место

Не стоит устраивать корпоратив в неподходящем для этого месте.

 

 

Замгендиректора одной региональной компании решил сэкономить на помещении и одновременно устроить нетривиальный Новый год на складе, где были проблемы с освещением, зато не было недостатка в металлоконструкциях.

В результате в разгар веселья два сотрудника получили травмы. Один залез на железную пирамидальную конструкцию и, спускаясь с нее, сломал палец. Второй жертвой был сам топ-менеджер. Он упал с длинной металлической лестницы и сломал ногу.

 

Уважаем особенности работников

В кризисное время массовые игры и состязания могут показаться прекрасным способом бесплатно развлечь сотрудников.

Но перед тем как пойти по этому скользкому пути, хорошенько подумайте.

 

— Нельзя устраивать конкурсы, рассчитанные на демонстрацию личных талантов и способностей каждого из сотрудников.

— Людей без слуха нельзя вынуждать петь, пожилых нельзя заставлять танцевать. Нельзя вынуждать полных играть в линбо, а некрасивых участвовать в конкурсе красоты и т. п.

— Да, можно устроить всеобщее караоке, но нельзя устраивать конкурс вокальных данных. Можно устроить бег в мешках, но нельзя организовывать настоящие спортивные соревнования.

 

Новогодний корпоратив — это праздник. Люди не должны переживать унижение.

 

 

Например, идея совместного похода в аквапарк или на пейнтбол сделает вас личным врагом всех озабоченных своим внешним видом и физической формой женщин (то есть почти всех женщин в коллективе).

 

Во время мероприятия одной небольшой компании было устроено соревнование по дартсу. Некоторые участники так увлеклись, что всерьез поссорились и стали оскорблять друг друга. Спор перерос в драку. Пришлось вызвать полицию.

 

Соревнования и конкурсы на празднике должны быть шуточными — погрузить в бутылку карандаш на нитке, привязанной к заднице, «испорченный телефон» и тому подобное.

 

Не экономим на еде и выпивке

Это особенно важно во время текущего экономического положения. Зарплаты компании платят низкие. Перспективы карьеры работников туманны. Премий нет или они урезаны. Хотя бы раз в году руководство должно показать подчиненным, что они ему небезразличны, что компания заботится о сотрудниках.

 

«В сложные времена хорошее корпоративное мероприятие — один из немногих способов добиться хоть какой-то лояльности от сотрудников, повысить их мотивацию», — считает Татьяна Зарубина, независимый консультант по персоналу, обслуживающая ряд компаний из среднего бизнеса.

 

При этом важно не делать из корпоратива официального мероприятия, посвященного чествованию руководства и успехов компании. Если корпоратив служит именно этой цели, это не корпоратив и не празднование Нового года, а мероприятие, которое необходимо устраивать в рабочее время.

 

Подарки не должны шокировать

На новогоднем корпоративе заслуженный сотрудник финансового отдела, человек старшего возраста, всеми уважаемый и серьезный в результате стихийного распределения подарков получил украшенное цветами небольшое полотенце, предназначенное для интимной гигиены, на котором было написано по-английски: «My fare lady». Ни прибавить, ни убавить.

 

 

«Мне как-то раз вручили прищепки, связку сушек и рулон туалетной бумаги, — говорит заместитель генерального директора консалтинговой компании Елена Т. — Все это радует и развлекает один-два раза. Когда сотрудники получают какую-то чепуху в третий и пятый раз, это выглядит глупым и даже оскорбительным».

 

Специалисты по работе с персоналом подчеркивают, что, если компания не может себе позволить достаточно ценные новогодние призы или подарки для сотрудников, они должны быть просто запоминающимися, в идеале персональными или даже именными.

 

Конечно, угодить всем не удастся. Недовольные обязательно найдутся. Но во избежание всеобщего недовольства подарками их должны выбирать или придумывать не один-два человека, а инициативная группа, состоящая из сотрудников разных подразделений.

 

Не стоит устраивать игру в «секретного Санту» или распределять подарки спонтанным образом, скажем при помощи беспроигрышной лотереи.

Практически всякий, кто участвовал в подобных мероприятиях, был свидетелем того, как женщина среднего возраста получала в подарок мужские тапочки или как мужчина с удивлением обнаруживал под упаковкой женский разноцветный шарф.

 

И главное: если нет возможности заняться этим всерьез, лучше подарки не дарить, потратив сэкономленные средства на дополнительное угощение.

 

КАК БЫТЬ ПРИГЛАШЕННЫМ

 

Участие обязательно

Безусловно, любые мероприятия вне рабочего времени сотрудников, необязательны. Любые, кроме одного — корпоратива. Если вы здоровы, вы должны присутствовать. Уклонение от корпоратива — открытое оскорбление коллектива и руководства компании. Даже если очень не хочется, придется себя заставить.

 

Не уклоняться от веселья

 

 

Всякий нормальный человек с ужасом воспринимает праздничную анимацию, различные дурацкие конкурсы и идиотские соревнования. Однако на корпоративе не участвовать в них нельзя. Этим вы высказываете презрение к общественному, «корпоративному» вкусу.

Чтобы было легче заниматься этими глупостями, можно принять лишнего (но в меру) или даже возглавить какие-нибудь дурацкие инициативы. Можно также требовать танцев. Иногда это помогает.

 

Не уклоняться от общения (но и не настаивать на нем)

Если коллеги или тем более руководство хочет с вами общаться, необходимо продемонстрировать ответную общительность и дружелюбие.

 

Управляющий директор одной медиакомпании на корпоративах старался всегда максимально плотно общаться с подчиненными, пытаясь вести себя на равных. Периодически он выглядел довольно глупо.

Известно также, что за многолетнюю историю компании несколько сотрудников, брезгуя простодушным и пьяным руководителем, демонстрировали — возможно, непроизвольно — нежелание с ним общаться.

У начальника, увы, была очень хорошая память. Все эти люди были постепенно уволены.

 

Не критиковать еду, выпивку, программу и организаторов

О корпоративе, как о мертвеце, — хорошее или ничего.

 

 

 

Двое молодых сотрудников компании сильно опозорились на корпоративе, ругая дешевый алкоголь и простую закуску, а также ресторан, где проходило мероприятие.

Оказалось, что, хотя официальный организатор был один, в реальности же ему помогали еще несколько человек. Получилось, что молодые люди высказали этим помощникам свои претензии в самых нелицеприятных выражениях.

 

Кроме того, в нынешнее тощее время корпоративы часто устраивают в офисе, а ведущие — кто-то из сотрудников компании. Критиковать коллег за их личную активность — дело несправедливое и опасное для критикана.

 

Не говорить о работе и своих личных делах

На празднике никто не хочет слушать ни о ваших успехах, ни о проблемах — ни служебных, ни личных. Для это есть другое время и более подходящая обстановка.

 

Во время корпоративных танцев взрослая женщина-бухгалтер стала рассказывать своему партнеру сначала о сложностях с бухучетом, а потом и о проблемах с мужем и старшим сыном.

Коллега покорно выслушивал даму. Однако в какой-то момент женщина осознала себя столь несчастной, что просто взорвалась рыданиями.

Танцы пришлось остановить. Все стали ее успокаивать. Но несчастная не унималась, сказала, что у нее плохо с сердцем. Вызвали скорую помощь. Корпоратив был сорван.

 

Не стараться привлечь к себе всеобщее внимание

Привлекать к себе внимание на корпоративе — отличный способ стать корпоративным посмешищем.

 

На корпоративе крупной компании одна молодая сотрудница лучше всех танцевала, привлекала внимание мужчин и даже женщин и настолько поверила в себя, что взялась петь песни со сцены, а позже под воздействием алкоголя стала танцевать на столе и раздеваться.

Раздеться догола она не успела, так как упала со стола. Неудивительно, что с этого момента она получила кличку Стрипирелла.

 

Не напоминать коллегам об их похождениях

То, что было на корпоративе, остается на корпоративе.

Напоминать коллегам о том, как они лезли целоваться, или упали лицом в тарелку, или ужасно танцевали диско и спорили с ведущим на сцене, — дурной тон. Ничего, кроме негативного к вам отношения, это не вызовет. Причем со стороны не только героев этих историй, но и окружающих.

 

Интроверт на корпоративе: правила выживания

 

 

Мотивация. Это все-таки происходит лишь раз в году. На корпоративе можно поесть и выпить. На корпоративе можно ограничиться общением с друзьями и приятелями.

Не обязательно приходить в установленное время. Опоздание на 15–60 минут — не криминал. А корпоратив становится все-таки короче.

Не обязательно присутствовать до самого конца. Это сделают другие, более увлекающиеся граждане. Час — маловато. Но два часа — вполне достаточно. Для убедительности можно сказать, что вы себя плохо чувствуете, у вас заболела кошка и тому подобное.

 

Мучительное общение можно прервать так, что никто не обидится.

 

Вот несколько приемов:

Сослаться на какие-то вещи, предметы. Всегда есть предметы, которые могут стать уважительной причиной для прекращения беседы. Скажем, смартфон («Телефон сел, пойду найду розетку»), автомобиль («Надо перепарковаться») и тому подобное.

Сослаться на угощение. Если есть фуршет, всегда можно сказать: «Пойду что-нибудь съем и выпью», «Ой, допил вино. Пойду налью», «Совсем забыл: обещал двум дамам принести шампанское».

Выйти на свежий воздух: «Кажется, пора проветриться», «Стало душно, пойду подышу», «Как жарко, покурю на улице» и т. п.

Позвонить по телефону. Конечно, делать вид, что вы звоните, — это просто смешно. Так делают только в сериалах. Всякий человек в состоянии отличить рингтон от будильника или напоминания, а также понять, разговаривает ли человек с кем-то или лишь делает вид. Но всегда можно сказать: «Простите, мне нужно позвонить».

Пойти к другу. Если вы увидели знакомого, этого вполне достаточно, чтобы вежливо попрощаться с собеседником и пойти поздороваться с другим коллегой.

 

 

Текст: Федор Сваровский, Иллюстрации: Константин Амелин

 

Послесловие:

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана

Мне запомнился один праздник из прошлого. На заводе позвали только тех, кому до 27 лет. Управляющий директор неуклюже играл роль Деда Мороза на сцене. Накрыли столы в местном ДК. По всей видимости, задумка гениальных кадровиков была сплотить молодыми семьями инженерно-технический персонал завода.

 

Возвращаясь к Мегаплану. Как ни прискорбно, но на часть грабель с корпоративами мы наступили.

— Дарили обидный двусмысленный подарок взрослому работнику.

— Ведущая успевала выпить первой и больше меры, а далее, почти по тексту, были танцы с вешалкой и падения.

 

И тем не менее 22 декабря устраиваем квартирник «Все свои», куда приглашаем любимых читателей рассылки Мегаплана.

Регистрируйтесь, жмите «Пойду» и оставляйте в комментах #ячитаюрассылку. Случайным методом мы выберем 15 желающих и непременно сообщим им об этом.

 

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.